НЕРАЗГАДАННЫЕ ЗАГАДКИ: Из книг В.А.Мезенцева

КОРАБЛИ-ПРИЗРАКИ
О "Летучем голландце" мы уже говорили. Этот призрак, пугавший когда-то даже самых отчаянных мореходов, оказался при ближайшем рассмотрении не более как призрачным видением - отражением далеких кораблей в "атмосферном зеркале".
Но встречаются на морях и более реальные призраки - вполне материальные, не имеющие никакого отношения к миру фантазии и оптического обмана.
Перед нами сообщение инженера Регистра СССР - органа государственного надзора за техническим состоянием судов - Д. Эйдельмана: "Еще одна тайна океана".
Парусное судно "Малборо" было построено на верфи в Глазго. Оно считалось вполне надежным для океанских плаваний. Командовал парусником капитан Хид, знающий и опытный моряк.
В последнем рейсе на борту "Малборо" находилось 23 человека команды и несколько пассажиров, среди них одна женщина. Выйдя из Новой Зеландии в Англию, парусник, груженный мороженой бараниной и шерстью, в 1890 году исчез. Последний раз его видели 1 апреля в Тихом океане между входом в Магелланов пролив и мысом Горн - в районе, который моряки не без причины зовут "кладбищем кораблей".
Расследование, проведенное морскими властями, не дало результатов. Парусник сочли пропавшим без вести, жертвой скал у мыса Горн. В этих зловещих местах 300 дней в году свирепствует шторм, ветру и волнам помогает течение, затягивая сюда обреченные корабли и бросая их на грозные камни...
Но вот спустя 23 с половиной года, в октябре 1913 года, близ Пунта-Аренас у берегов Огненной Земли, то есть почти в том же месте, объявился "Малборо" - корабль снова шел под всеми парусами!
Парусник казался нетронутым. Все было на местах. Даже экипаж находился там, где ему положено быть на плывущем судне.
Один человек - у штурвала, трое - на палубе у люка, десять - на вахте у своих постов и шесть - в кают-компании. Скелеты были в лохмотьях, оставшихся от одежды. Казалось, людей сразила какая-то внезапная напасть, таинственная сила.
Вахтенный журнал был покрыт мхом, и записи в нем стали неразборчивыми. Другие бумаги оказались источенными насекомыми. Моряки с судна, которое встретило парусник в океане, недоумевали...
Прежде всего посчитали скелеты: оказалось, что их на десять меньше, чем было людей на "Малборо" по сведениям 23-летней давности. Где отсутствующие? Умерли ли они раньше? Высадили ли их на какой-либо берег? Смыло ли их волнами с палубы уже после смерти или сорвало ветром с мачт в момент трагического "ошеломляющего замешательства"?
Как всегда в таких случаях, выдвигалась версия об эпидемии, отравлении.
Капитан судна, которое обнаружило "Малборо", составил точный доклад обо всем, что видел. Ненастная погода не позволила ему взять на буксир и доставить в порт корабль-призрак. Однако то, что было изложено в его рапорте, под присягой подтвердили все, кто был свидетелем этой встречи. Их показания запротоколированы британским адмиралтейством. "Малборо" больше никто не встречал. Как видно, он погиб в один из штормовых дней.

История с "Малборо" далеко не единственная. В морских летописях рассказывается о многих судах, которые уже после того, как были покинуты командой, оставались на плаву и странствовали по морям и океанам месяцы и годы.
Полузатопленный парусник "Леон Уайт" был оставлен командой в Атлантическом океане близ берегов Канады. Повинуясь ветру и течениям, он совершил неближний путь к берегам Ирландии, затем повернул обратно к Американскому материку. Не дойдя до Канады, "Леон Уайт" еще раз резко изменил свой курс - отправился к Гебридским островам. В общей сложности покинутый, никем не управляемый парусник блуждал по морским просторам около десяти месяцев.

В 1888 году в Атлантике тонула шхуна "В. Л. Уайт". Команда, спасаясь, оставила корабль. В Англии этот корабль был записан в список погибших. Неожиданно для всех шхуна не погибла и продолжала плавать по воле волн. Ее видели десятки раз в разных районах океана. Многие принимали "В. Л. Уайт" за призрак. Только через несколько лет шхуну выбросило штормом на остров вблизи Шотландии.

Удивительная история произошла с немецким судном "Трейв". Парусник столкнулся с большим пассажирским пароходом и был буквально разрезан пополам. Обе его половины, однако, не утонули, а продолжали плавать. Носовая часть судна ушла к берегам Северной Америки, а корма взяла курс на юг. Позднее ее видели у берегов американского штата Каролина.
Не менее редкостный случай был засвидетельствован морскими хрониками с парусным кораблем "Минерва". В 1848 году он вышел с Бермудских островов и пропал без вести. По прошествии времени корабль занесли в список погибших. Каково же было удивление всех, когда несколько лет спустя, как говорится, "в один прекрасный день" "Минерва" появилась у тех же берегов на Бермудах! Заметив неладное, работники порта вышли судну навстречу на шлюпках. Корабль был пуст. В каюте капитана был обнаружен дневник - записи обрывались 14 месяцев назад. Что произошло с кораблем? Ответа нет. Остаются лишь предположения. Скорее всего, "Минерва" попала в шторм, при котором погиб весь экипаж. Ну, а что касается возвращения корабля в порт своего отправления, то тут можно сказать одно: перед нами еще один пример исключительно редкого стечения обстоятельств.

Хочется рассказать о еще более редком путешествии корабля-призрака. Оно продолжалось (а возможно, продолжается до сих пор) свыше тридцати лет! Об этом скитальце морей поведал один польский журнал. В июле 1931 года канадский пароход "Байчимо" вышел из порта Ванкувер на север за пушниной. На обратном пути он был захвачен ранней зимой. Льды не позволили идти на юг. Моряки судна, вмерзшего в лед, решили зазимовать на берегу, который был совсем рядом. Сначала все шло, как было рассчитано. Команда, живя в хижинах на берегу, видела на горизонте свой корабль, нагруженный пушниной. Но затем разразилась жестокая пурга, и пароход исчез. Перезимовав, моряки с "Байчимо" возвратились берегом в Ванкувер. И тут началось необычное: о корабле стали сообщать из разных мест. Эскимосы сообщали, что видели "Байчимо" в 45 милях юго-западнее того места, где команда покинула корабль. Когда моряки прибыли туда, корабля уже не было. В марте следующего года охотник обнаружил брошенный корабль у острова Гершель - "Байчимо" дрейфовал вместе с ледяным полем. Добраться до него охотник не мог. Еще через год местные жители Севера даже побывали на корабле,-но затем покинули его. В следующие годы "Байчимо" разыскивала специально посланная шхуна, но безуспешно, хотя сообщения о встречах с этим кораблем-призраком продолжали поступать из разных мест. Пароход видели то на воде, то закованного во льды, но всякий раз он по той или иной причине был недосягаем.
Прошли годы. "Неуловимый", как назвали моряки "Байчимо", продолжал странствовать по морям. Последняя встреча с ним была в 1963 году. Его видели в море Бофорта, но опять-таки, как и прежде, добраться до бродяги не удалось. Помешали льды.
Когда погиб "Байчимо" и погиб ли? Никто не скажет.
Наконец, говоря о кораблях-призраках, нельзя не вспомнить загадочную и удивительную историю с американской бригантиной "Мэри Селист". Эта нашумевшая история получила такую широкую известность, что, наверное, в литературе, посвященной морским катастрофам, ей принадлежит первое место. В течение века о "Мэри Селист" написано множество статей и книг.
Что же произошло с бригантиной?
Это судно в ноябре 1872 года вышло с грузом коньячного спирта из Нью-Йорка, направляясь в Италию. Ровно через месяц его встретил в океане другой парусник, "Дей Грэйша", который шел также из Нью-Йорка в Европу. Моряки с "Дей Грэйша" с удивлением заметили, что неизвестное судно идет по воле волн и ветра. Капитан парусника Морхауз отдал приказ догнать судно и выяснить, что с ним случилось. Сблизившись, моряки просигналили: "Кто вы такие?" и "Нужна ли вам помощь?" Ответа не последовало. На палубе никого не было. Оставалось одно: подняться на судно. Старший офицер "Дей Грэйша" Диво вместе с двумя матросами отправились на шлюпке к бригантине. На борту виднелась четкая надпись "Мэри Селист", Нью-Йорк". А судно было... без единого человека.
Осматривая "Мэри Селист", старший офицер обратил внимание на целый ряд странных обстоятельств. В столовой на столе стояли чашки с еще теплым чаем. Теплой была и кухонная плита; на ней стояла кастрюля с цыпленком. В матросском кубрике - явные следы поспешного бегства: оставлены верхняя одежда, рундуки с нехитрыми вещами моряков и даже их курительные трубки!
В каюте капитана Диво не нашел судовых документов, не было также секстанта, хронометра и навигационных книг, необходимых для сверки курса корабля.
Выло ясно, что команда оставила бригантину в силу каких-то чрезвычайных обстоятельств и было это совсем недавно. Такой вывод напрашивался сам собой, тем более что на корабле недоставало одной из спасательных шлюпок.
Но что же произошло? Как ни размышляли моряки с "Дей Грэйша", тайны бригантины раскрыть не могли. Судно находилось в хорошем состоянии. Не было недостатка и в продуктах питания. И при всем том - судно покинуто!
Впрочем, капитан Морхауз больше думал о другом: за спасение корабля, брошенного командой, он может получить немалые деньги.
Через сорок дней "Мэри Селист" была доставлена в Гибралтар, и Морхауз потребовал полагающуюся ему по морскому праву премию.
Расследование, проведенное прокурором, ничего не дало, и капитану Морхаузу было выдано вознаграждение, равное одной пятой стоимости бригантины. После этого "Мэри Селист" плавала по морям еще двенадцать лет и затонула у берегов Гаити, наскочив на подводную скалу.
А ее тайна продолжала волновать умы. В печати время от времени продолжали появляться самые различные версии о пропавшей команде. Бригантина подверглась нападению мавританских пиратов, которые, увидев "Дей Грэйша", бежали с судна, но захватили с собой всех моряков. На "Мэри Селист" началась эпидемия чумы. Капитан со своей семьей и штурманом покинули судно на шлюпке и погибли в море, а оставшиеся устроили "пир во время чумы" - перепились и все попадали за борт. Корабельный повар сошел с ума, отравил всех, побросал трупы в море, а затем прыгнул туда же сам...
Была отдана дань морской стихии: огромный смерч потрепал бригантину и потопил шлюпку с командой, в панике покинувшей судно, видя приближающийся смерч... Были и такие, кто утверждал, что на бригантину напало морское чудище, вроде гигантского кальмара или осьминога...
Короче говоря, недостатка в догадках не было. Постепенно рассказы о "Мэри Селист" обрастали всё новыми подробностями, но, как и прежде, трудно было решить, что же (или кто же?) все-таки погубило бригантину. Но теперь, пожалуй, на истории с "Мэри Селист" надо поставить точку. Разгадал тайну бригантины английский писатель М. Китинг. В отличие от других, он подошел к разгадке очень серьезно, не жалея ни времени, ни средств на то, чтобы в мельчайших подробностях разобраться в том, что произошло осенью 1872 года с парусником "Мэри Селист".
Он познакомился с архивами, где подробно излагалось, как шло следствие по делу пропавшей команды, и главное - нашел повара с бригантины, 84-летнего старика (это было в 1935 году), который признался, как все произошло.
Действительная история "Мэри Селист" оказалась куда более прозаической и вместе с тем грязной, отразившей в себе условия, в которых приходилось работать морякам прошлых веков.
Вот как развивались события.
"Мэри Селист" вышла из нью-йоркского порта с экипажем в десять человек, хотя в списке, представленном позднее прокурору владельцем судна, их было семнадцать. Мало того - только капитан Вриггз с женой да первый офицер Хулок значились в списке и плыли на судне. Остальные были совсем другие люди. Тут мы сталкиваемся с методами вербовки матросов, существовавшими в те времена. Работа на морских судах, особенно парусных, была настолько тяжелой и опасной, что капитанам стоило больших усилий набрать нужное число людей перед отплытием. В этих условиях во многих портах вербовкой матросов занимались специальные люди, причем это выглядело как самая настоящая торговля рабами. Вербовщик, приглядев здорового парня, заводил его в портовый кабак, напаивал до беспамятства и в таком виде продавал капитану судна, собирающегося выйти в море. Наутро, когда "матрос поневоле" приходил в себя, корабль был уже далеко от берегов, ему предъявляли "подписанный" договор, и человеку ничего не. оставалось делать, как подчиниться насилию. Непослушному грозила свирепая расправа, а то и морская могила. Он приступал к работе, надеясь сбежать в первом же порту.
Вот почему в списках, хранимых у владельцев парусных судов, часто числились люди, уже давно сбежавшие с корабля или же просто вымышленные капитаном. Так было и на "Мэри Селист". Среди матросов этого парусника несколько человек были завербованы упомянутым способом, причем, как удалось выяснить Китингу, трое из них принадлежали к команде судна... "Дей Грэйша". Каким образом? Оказывается, в поисках недостающих людей капитан Бриггз встретился в порту с капитаном Морхаузом и договорился с ним о том, что тот "одолжит" ему трех матросов на самый трудный участок пути до Азорских островов. Там капитаны условились встретиться, и "одолженные" матросы снова перейдут на "Дей Грэйша".
Дальнейшее происходит далеко не так, как хотелось бы капитану бригантины. Доставленные на корабль три "добровольца", придя в себя, сразу же отказались работать. Старший офицер жестоко избил одного из них. Сам он с первого же дня не поладил с капитаном, отчасти из-за его жены, которая раздражала Хулока игрой на рояле. Наступил день, который был занесен последним в судовой журнал. В этот день, сравнительно тихий, на бригантину налетел внезапный шквал. Судно резко накренилось. Старший офицер бросился к штурвалу спасать положение, и в это же мгновение из каюты капитана раздался крик о помощи. Оказалось, что от внезапного крена судна тяжелый рояль сорвался с места и придавил жену капитана.
На следующий день она умерла, и капитан корабля Бриггз потерял всякую выдержку и волю. Он обвинял рулевого, выпустившего из рук штурвальное колесо, и приказывал старшему офицеру повесить его на рее. Хулок отказался выполнить этот приказ. Постепенно теряя разум, капитан угрожал уже всей команде и обещал поджечь корабль. На корабле исчезло даже подобие дисциплины. Вся команда вместе с Хулоком предавалась пьянству.
Между тем капитан Бриггз исчез с корабля. Столкнул ли кто его в море, бросился ли он за борт в припадке безумия сам, осталось тайной. Моряки продолжали бражничать, забыв обо всем.
В один из дней в пьяной драке был убит матрос. Его тело выбросили в море. Теперь на бригантине было только семь человек. И тут старший офицер Хулок сообразил, что по прибытии в порт ему придется отвечать за происшедшее на корабле по всей строгости морских законов. Протрезвев, он предложил своим собутыльникам оставить корабль вблизи Азорских островов.
Два моряка - боцман и матрос Сантос - согласились, но остальные четверо отказались. Когда шлюпка отплыла от судна, на нем остались повар Пембертон и три матроса с "Дей Грэйша".
Еще несколько дней бригантина кружила около Азорских островов, пока к ней не подошел капитан Морхауз. Он тут же решил воспользоваться бедственным положением бригантины: приказал доставить на борт трех своих матросов и повара и убедил их, что для всех выгоднее представить дело так, будто "Мэри Селист" брошена командой, иначе оставшимся придется отвечать перед судом за убийства. Морхауа пообещал морякам и часть премии, которую он получит за спасение корабля.
Договорившись с матросами, Морхауз представил рапорт, в котором все было правдой - и жарившийся цыпленок, и еще теплый чай, - кроме того, что на "Мэри Солист" находились четыре человека...
По мнению многих морских историков, ознакомившихся с расследованием Китинга, тайна "Мэри Селист" перестала существовать. А в историю мореходного дела записана еще одна трагическая новелла, раскрывающая перед нами грустную правду прошедшей жизни, нравы "волков среди людей".

*Коза | *Кулинария | *Макроме | *Вязание | *Необычное в обычном | *Фантастика | *Фотомонтаж
*WEB-мастер | *Книги от автора | *Библиограф | *Сам себе лекарь |