ЗАГАДКИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ПСИХИКИ: Из книг В.А.Мезенцева

ВЕРА, ВНУШЕНИЕ И ЧУДЕСА.
продолжение

Мистика за столом: Спиритизм.
Несколько человек неподвижно сидят вокруг стола и держат руки на перевернутом вверх дном блюдце. В комнате тишина. Все напряженно ждут чего-то. "Пошло", - вдруг приглушенно вырывается у присутствующих. Блюдце медленно движется.
Чем же занимаются эти взрослые люди? Они вызывают... призраков с того света!
Иногда вместо блюдца пользовались столом. Участники клали на него руки и задавали вопросы. Стол покачивался и выстукивал условной азбукой ответ...
Эта история началась в прошлом столетии, в 1848 году, в Соединенных Штатах Америки. В небольшом городке Гайдесвилле (штат Нью-Йорк) в семье чиновника Фокса стали происходить странные вещи. Фоксы переселились в дом, где до этого было совершено убийство. Вскоре родители стали слышать по ночам постукивание в комнате их дочерей. Что это могло быть? Девочки спали как будто спокойно. Вещи стояли на своих местах. Мысли суеверной семьи обратились к духам: может быть, это стучит выходец с того света, желая обратить на себя внимание людей? Тогда сестры фоке решили задавать неведомому духу вопросы и просили его отвечать постукиваниями: при утвердительном ответе - тремя ударами, при отрицательном - двумя.
И "разговор" состоялся! Оказалось, что с людьми разговаривает... душа убитого в этой комнате разносчика.
Позднее была разработана усовершенствованная система сношения с потусторонним миром: при перечислении букв алфавита дух стучал, когда произносилась нужная ему буква. Таким путем духи получили возможность отвечать словами.
Можно себе представить, какой шум поднялся вокруг всей этой истории! Сестры Фоке, через которых духи общались с земным миром, были признаны "медиумами", то есть посредниками.
Так на земном шаре появилось еще одно суеверие - спиритизм (от латинского слова "спиритус" - дух).
Прошло немного времени, и спиритизмом начали заниматься сотни любителей общения с потусторонним миром. Новое модное увлечение захватило сначала Америку, а затем перекинулось в Европу, пришло в Россию. Люди, верящие в загробную жизнь, принимали все рассказы о беседах с душами умерших за чистую монету. Шарлатаны разъезжали всюду, рекламируя свои способности медиумов и очищая карманы простаков. Теперь духи уже не только стучали ножками столов, но и отвечали голосом на вопросы, стонали, лепили из воска фигуры и даже подбрасывали предметы!
Самым распространенным способом общения с миром духов был "разговор" с помощью стола.
Увлечение спиритизмом коснулось даже ученого мира. С легкостью поверили в него те, кто боролся против материалистических взглядов. Теперь многие из них включились в крестовый поход против материализма. Они писали целые книги о спиритизме, "научно" объясняли возможность общения с душами, пересказывали беседы с умершими, происходившие на спиритических сеансах.
Спиритизм был объявлен "отраслью положительного знания": поскольку он опирается на факты, полученные опытным путем, его достоверность можно проверить. Что ж, если это так, то действительно науке следовало серьезно разобраться в сущности спиритизма. У нас в стране разоблачить спиритов решил знаменитый Д. И. Менделеев. В своей записке Физическому обществу он писал:
"Пришло время обратить внимание на распространение занятий так называемыми спиритическими или медиумическими явлениями, как в семейных кружках, так и в среде некоторых ученых. Занятие столоверчением, разговором с невидимыми существами при помощи стуков, опытами уменьшения веса тел и вызовом человеческих фигур при посредстве медиумов грозят распространением мистицизма, могущего оторвать многих от здравого взгляда на предметы и усилить суеверие, потому что сложилась гипотеза о духах, которые будто бы производят вышеупомянутые явления..."
Менделеев предлагает создать комиссию из ученых для исследования спиритических явлений; в мае 1875 года она была создана и начала свою работу,
Принимавшие участие в этой работе сторонники спиритизма пригласили в Россию англичанку Клайер, которая, по их уверению, имела большие медиумические способности.
Клайер согласилась и продемонстрировала перед комиссией свои способности. Опыты были удачными. Тогда члены комиссии предложили повторить опыты, но... на других столах. Их сделали специально. Дело в том, что конструкция этих столов (манометрический и пирамидальный) исключала возможность медиуму использовать свою мускульную силу. Манометрический стол обнаруживал, чьи усилия толкают стол, а пирамидальный был устроен так, что руками, наложенными на стол, нельзя было ни приподнять, ни наклонить его.
Вот тут-то у спиритов и их защитников и начались неприятности! Д.И.Менделеев описал события так: "И вот мы сели раз в комиссии с г-жой Клайер за манометрический стол тотчас после того, как простой столик и скользил, и качался, и подскакивал... С нашим столом никаких движений не было. А потом - сколько раз ни просили посидеть за манометрическим столом - всё получали отказ; нет, станет сидеть за обыкновенным столиком, говорили нам. Взяли наконец свидетели-спириты стол к себе, говорят: попробуем дома, тогда сядем, Взяли, а там и отказались от всяких заседаний, говорят: вы подозреваете обман, а наш медиум выше подозрений".
Тот же конфуз вышел у спиритов и в опытах с пирамидальным столом, который имел косые, расходящиеся ножки, причем он был не тяжелее стола обыкновенного. "Следовательно, - замечает Д. И. Менделеев, - если бы существовала некоторая медиумическая сила, действующая иным образом, чем мускулы рук и ног медиума, то этот стол с косыми ножками мог бы качаться и подниматься. Но духи в этом случае предпочитали молчать!"
Нетрудно догадаться, на какую мысль наводят результаты опытов; стол приводится в движение не какой-то таинственной силой, а самим медиумом. Задавая духу вопросы, спириты, сидящие за столом, сами и отвечают на них. Значит, все они жулики? Нет.
Попробуйте сделать сами такой опыт. Подержите на вытянутой руке нитку с подвешенным на конце грузиком. Подождите, пока грузик перестанет покачиваться. Теперь мысленно представьте себе, что грузик начинает раскачиваться в каком-либо направлении. Через некоторое время вы увидите, что грузик начнет раскачиваться в этом направлении - сильнее и сильнее, хотя рука ваша как будто остается в покое.
Перемените мысль: начните думать, что грузик делает круговые движения - и он изменит направление своего движения, как бы повторяя вашу мысль. В чем тут дело?
"Виноват" здесь сам человек. Никакие усилия воли не в состоянии удержать вытянутую вперед руку в полном покое. Поэтому в подвешенном на нитке предмете можно всегда обнаружить незаметное на глаз непроизвольное дрожание. Но главное в другом: в том, что работа наших мышц тесно связана с нервной системой. Сокращения в мышцах происходят по команде импульсов возбуждения, идущих от центральной нервной системы. Благодаря такой связи наша мыслительная деятельность может в какой-то степени сказываться на состоянии мышечной системы. Вот почему напряженная мысль о каком-нибудь движении приводит к самому движению. При этом в мышцы направляются импульсы возбуждения. Известно, что стоит человеку подумать о каком-нибудь высоком предмете, как появляются импульсы в тех мышцах глазных яблок, которые своим сокращением поднимают глаза кверху. Мышцы сокращаются как бы автоматически вслед за мыслью о движении. "Мысль о движении есть уже начало движения", - говорил русский физиолог И. Р. Тарханов.
Это явление называют идеомоторным актом (от греческого слова "идея" - мысль, представление, и латинского слова "моторный", то есть двигательный, приводимый в движение).
Вот он-то и лежит в основе нашего опыта. Нам кажется, что рука остается все время в покое, а в действительности она как бы сопровождает нашу мысль незначительными, незаметными на глаз движениями. И с таким же явлением мы сталкиваемся на спиритических сеансах: слабые, незаметные на глаз движения рук какого-нибудь участника из наиболее восприимчивых к идеомоторному акту подхватываются другими и передаются столу - он начинает постукивать.
Когда участники спиритического сеанса задают духам вопрос, они заранее предугадывают примерный ответ. Настраиваясь на этот ответ, они, сами того не подозревая, затем и выстукивают его. При этом часто бывает так: первоначальные буквы и слова выбиваются очень неуверенно, а затем, когда слово уже угадывается каждым участником, их действия становятся более согласованными и более уверенными.
Любопытно вспомнить такой случай: не очень грамотный человек вызвал духа, известного знатока грамматики. Каково же было удивление присутствующих, когда тот в своем ответе допустил грубейшие грамматические ошибки! Тот, кто вызвал духа, явно переоценил свои силы.
Д. И. Менделеев по этому поводу писал:
"Гипотеза эта (спиритическая) не объясняет прямо того, почему в речах духов отражается ум медиума, отчего у интеллектуального медиума речь духа иная, чем у неразвитого... Дух ребенка или дух жителя другой планеты может говорить только то, что знакомо или мыслимо медиумом, словом, по гипотезе спиритов, дух становится рабом медиума".
Ну, а как же с теми духами, которые подают голоса?
Тут нам надо вспомнить о галлюцинациях, дело в том, что участники спиритических сеансов под влиянием длительного напряженного ожидания сверхъестественных явлений впадают в состояние между сном и бодрствованием. При этом легко могут вызвать у себя картины галлюцинаций и тогда слышать и видеть и даже осязать "гостей" с того света. Не надо говорить, что среди поклонников спиритизма было немало психически неуравновешенных, легко возбудимых личностей.
Но продолжим наш рассказ о работе комиссии под председательством Д. И. Менделеева. В октябре 1875 года перед ней предстали братья Петти. Они демонстрировали капли жидкости, которые оставлял дух, и звон колокольчика, помещенного за занавесью, перед которым сидели медиумы.
Из протоколов комиссии мы узнаем, как проходила проверка:
"Вратья Петти производили некоторые из медиумических явлений, обещанных особыми заявлениями, когда не было принимаемо никаких предосторожностей, предупреждающих возможность обмана. Обещанные медиумические явления или вовсе не совершались в присутствии братьев Петти, или же обманные их действия обнаруживались каждый раз, когда принимались членами комиссии простейшие меры, могущие изобличить подлог. Свидетели, ссылаясь на многолетнюю практику спиритизма, а также и сами медиумы требовали при сеансах выполнения таких условий, как темнота или полутьма и удаление членов комиссии от медиумов, при которых устранялась возможность точного наблюдения.
"В заседании 20 ноября оказался разрыв занавески, находившейся около медиумов и назначенной для преграждения им доступа к колокольчикам, звон которых составлял обещанное спиритическое явление". При этом на рукаве медиума обнаружили часть нитки, которой были сметаны две половинки занавески. Не появлялись и капли жидкости на месте бумаги, когда голову медиума члены комиссии накрыли скатертью.
Таким образом, здесь ученые столкнулись, грубо говоря, с наглым обманом. Бесспорное шарлатанство обнаруживается во всех тех случаях, когда духи вылепливают из воска фигуры, фотографируются и т. п. Как только при проведении спиритических опытов принимались меры, предупреждающие обман или разоблачающие его, все "чудеса" исчезали.
Стоит вспомнить, как отзывался о спиритизме Ф. Энгельс. Это "самое дикое из всех суеверий, - говорил он, - может поразить людей тогда, когда они занимаются лишь собиранием поверхностных фактов и не проникают в глубину явлений, в их сущность, не выявляют те внутренние закономерности, по которым эти предметы или явления развиваются. Пустая вера в общение с миром духов может поразить людей лишь тогда, когда они пренебрегают теоретическим мышлением, когда они игнорируют научную материалистическую философию".
Проверка не принесла славы защитникам загробного мира. Но... спиритизм не исчез. И неудивительно. Всегда находились и находятся желающие говорить с духами. Они не слушают никаких доказательств, изобличающих спиритизм, и понятно, что таких людей нельзя переубедить,
А между тем дело с одурачиванием простаков и суеверов на "ниве спиритизма" поставлено в некоторых буржуазных странах на широкую, деловую ногу. Существуют общества спиритов, издаются газеты. Так, в Италии в г. Камерино существует "Газета привидений", издаваемая спиритами и медиумами, а в Риме даже "Музей оттисков и слепков рук привидений".
О том, каких "высот" мистики достигают занятия спиритов" хорошо иллюстрирует история Врайди Мэрфи. Произошла она лет 16 назад в США. В штате Колорадо некто Вернстайн занимался гипнотическими опытами. И вдруг обнаружил у одной из своих пациенток, Вирджинии Тай, поразительную вещь: ее душа переселялась из одного тела в другое! Рассказала об этом, конечно, сама Тай, находясь в гипнотическом сне. Оказывается, сначала она была ирландкой, родилась в городе Корк в 1798 году. Звали ее Врайди Мэрфи. Жила в Бельфасте, вышла замуж и умерла в 1864 году, а затем снова родилась, но уже в Америке, в 1923 году. У души была другая оболочка.
Сказка, не правда ли? Но ловкий гипнотизер-любитель смекнул, что на этой сказке можно неплохо подработать. Мало ли на свете доверчивых и суеверных людей! Вскоре он написал о своих сеансах книгу. Историю с Мэрфи перепечатали десятки газет. Ее изо дня в день обсуждали в радиопередачах. Телевидение демонстрировало гипнотические сеансы и усердно пропагандировало переселение душ. Появились десятки и сотни шарлатанов, спешащих подработать на всем этом немалые деньги. В одной из газет появилось объявление: "Жили ли вы уже когда-либо? Мистер Гипнозис из Калифорнии поведет вас назад по времени и по вашему предыдущему существованию. Медицинская сестра и магнитофон к услугам для позднейшего доказательства истины. Цена сеанса 25 долларов".
В фантазии недостатка не было. Одному предсказывали, что он был Ноем, другой - Наполеоном, третий - своим дедушкой. В Лос-Анджелесе дама, усыпленная гипнотизером-шарлатаном, рассказала, что раньше она была... лошадью.
Как и следовало ожидать, поиски Брайди Мэрфи в ее первоначальном виде в Ирландии не обнаружили такого человека. При этом обнаружились любопытные детали: Вирджиния Тай, болтая о своем первом детстве, рассказала, что она хорошо помнит, как малюткой спала на металлической кровати.
Ирландцы возразили: "Этого не могло быть, у нас такие кровати появились на полвека позднее".
В общем, картина была ясной: мистификаторы, вольные и невольные, потерпели очередной крах.

*Коза | *Кулинария | *Макроме | *Вязание | *Необычное в обычном | *Фантастика | *Фотомонтаж
*WEB-мастер | *Книги от автора | *Библиограф | *Сам себе лекарь |